Гранд Отель Европа открыл после детальной реставрации легендарный бальный зал «Крыша». Созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля ресторан «Крыша» во все времена и по сей день остается местом паломничества модной публики Северной столицы. Блистательный зал площадью в 300 кв. метров, перекрытый остекленным мозаичным коробовым сводом, решен в приемах неоклассики. Интерьер поражает обилием лепных узоров и бесконечным количеством зеркал, которые вкупе с проникающим сквозь стеклянный потолок светом придают залу чувство эфемерности и легкости. Зал будто парит над улицами Петербурга.
Помещения на верхнем этаже отеля интересны своей историей. Она восходит к 1908 году, когда в связи с возраставшей популярностью гостиницы, было решено ее расширить за счет надстройки мансарды над пятым этажом. Проект «фасада надстраиваемого здания Европейской гостиницы в Санкт-Петербурге» был утвержден самим императором и «собственною Его Величества рукою начертано «Съ» (Согласен) 15 августа 1908 г.»
В 1909 году была возведена мансарда, и устроен ресторан «Крыша» с открытой летней террасой. Долгое время он слыл лучшим в Петербурге. Пообедать в нем считалось таким же долгом для приезжего, как и омсотр достопримечательностей столицы. Изысканность блюд вызывала восхищение, а меню своим разнообразием поражало даже видавших виды знатоков. К тому же, уникальное расположение ресторана давало возможность взглянуть на город в непривычном ракурсе. А. А. Блок писал в 1912 г. – «Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем.»
Известный петербургский краевед Лев Лурье так говорит о «Крыше»: « До революции здесь сиживали шведский король, японский наследный принц, премьер министр Греции, губернаторы, предводители дворянства, московские текстильные короли, сибирские золотопромышленники, уральские металлурги. Тут великая Анна Павлова обрела своего покровителя и, в дальнейшем гражданского мужа, темного дельца Виктора Дандре.
В сталинское время обычный человек в ресторан не ходил. На «Крыше» бывали челюскинцы, генералы, заезжие иностранцы, народные артисты. Народный артист Николай Симонов, известный всей стране по роли Петра Первого из одноименного фильма, всегда сиживал здесь под шафе, охотно раздавая автографы.
В середине 1950-х модная городская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь «Европейской», поднялась на «Крышу» и оказалась в другом мире.
В ресторане каждый вечер можно было увидеть одни и те же лица. Начинающие но уже известные художники с красавицами-женами, ленфильмовские режиссеры, фарцовщики, адвокаты, молодые физики, уже доктора и кандидаты, стиляги, артисты, спортсмены, модельерши, композиторы и, главное, находившаяся на взлете молодая ленинградская литература – в том числе Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. Иногда молодежь перебирала, вспыхивали молниеносные драки, самым опасным бойцом считался начинающий Андрей Битов. Когда в Ленинград приезжали знаменитые москвичи Евтушенко, Ахмадуллина, Аксенов, они сразу шли на «Крышу», зная, что встретят там коллег по цеху, да и вообще модных красивых молодых людей.»
Дмитрий Соллертинский, экс-директор Филармонии, рассказал забавную историю: «В 1986 году в Ленинград приехал великий пианист Владимир Горовиц. На сцене Большого зала он присел на стул, что-то вспоминая. «Да, - задумчиво произносит музыкант, я играл здесь пятьдесят лет назад. Скажите, а на «Крыше» по-прежнему есть киевские котлеты?»
Реставрация зала была выполнена по проекту лондонского дизайн-бюро Robert Angell Design International с огромным уважением к историческому наследию отеля. Все помещения от элегантного лобби и террасы до самого бального зала связаны единым стилевым решением в легких пастельных тонах. Интерьер лобби украшен стильными диванами, обитыми экокожей с тиснением под страуса. А дерзкий рисунок мраморных полов графично контрастирует с декором гардероба. Вход в роскошное фойе оформлен ажурной решеткой ручной ковки с оригинальной отливки ручкой. Стеновые панели украшены обоями с дамасским узором цвета селадон подстать богатым портьерам с флоральным узором.
Неожиданно новое решение получила барная стойка на террасе. Теперь ее украшают изразцы с изображением райских птиц и цветов. Северная и южная части террасы оформлены в характерных для классицистического модерна бледно-голубом и пыльно-сиреневом цветах. Фацетированные зеркала оформлены рамами по музейным образцам.
Стенам бального зала придан перламутровый жемчужно-серый оттенок, что сделало гораздо рельефнее замечательные лепные композиции карниза, изображающие путти и сатиров.
Бальный зал «Крыша» предстал в новом блеске и открыт для проведения мероприятий с конца марта 2017 года.
В целом проект реставрации «Крыши» продолжил амбициозные планы отеля по сохранению и созданию наиболее уникальных интерьеров города - самых просторных Президентстких апартаментов Северной столицы, пяти апартаментов в духе русского авангарда, нового ресторана AZIA, реставрации исторического фасада отеля. В планах на 2017 год масштабное обновление 114 гостевых номеров стоимостью не менее четырех миллиона долларов.
Гранд Отель Европа, открытый в 1875 году, – старейшая гостиница класса люкс в Санкт-Петербурге, расположенная в самом сердце города, на углу Невского проспекта и Михайловской улицы. За свою продолжительную историю отель принимал гостей со всего мира. Здесь император Николай II принимал принца Сиама, ужинал П.И. Чайковский, давал концерт сэр Элтон Джон и пела Уитни Хьюстон. Во все времена отель славился своими ресторанами. Ресторан «Европа», расположенный на втором этаже в выполненном по проекту архитектора Карла Маккензена красивейшем зале в стиле модерн с витражными потолками, деревянной резьбой и знаменитым витражным панно «Аполлон на колеснице», открыт с 1905 года.