В классической музыке (и особенно в народной) инструменты помимо мелодии играют аккорды. Аккорд — это сложное созвучие нескольких нот, которые вместе звучат изящно. Аккорды также являются основой хорового пения. Посмотреть легкие аккорды Алены Швец на гитаре вы можете по ссылке, зная, что в европейской музыке в каждом основном аккорде ровно три ноты. Главные типы аккордов — минор и мажор.
Основа системы математическая, но все понимают ее по-своему. Каждый аккорд назван в честь своей базовой ноты, например, до мажор в честь ноты до, это понятно. Если поднять тон на четыре полутона, получится вторая нота, в случае до мажор, ми. Если поднять основную ноту на семь полутонов, получим третью ноту аккорда — соль до мажор. Четверка и семерка — характерные числа для мажорного аккорда.
Аналогично образуются минорные аккорды, только вторая нота не четыре, а всего три полутона от корня. Таким образом, до минор имеет ноты C, D #, G. Маска минорного аккорда — 0–3–7 . Поскольку это немного сложно, есть некоторые вспомогательные средства для запоминания структуры аккордов. Одним из них является мажорный аккордовый треугольник, с помощью которого можно вращаться по хроматическому кругу.
На треугольнике в хроматическом круге хорошо видны интервалы (расстояния) нот аккорда:
Как вы помните, интервалы в 3, 4, 5 (9, 8, 7) полутонов составляют гармоничное созвучие. Все эти интервалы представлены в аккорде. Это довольно интересная функция, которая отчасти объясняет, почему аккорды звучат хорошо. Хотя в действительности это никто достоверно не знает, и это открытая глава в мире музыки. И наоборот, вы никогда не найдете дисгармонический интервал (1, 2 или 6) ни в одном основном (мажорном или минорном) аккорде. Минорные аккорды содержат те же интервалы согласных, что и мажорные, только в другом порядке. Важно, что изменение порядка дает совершенно другое ощущение аккорда.
Если вы знакомы с различными септаккордами, секстами, десятицентовиками, саузами и подобными интонациями, то они совершенно бесполезны для начинающих, так как малопригодны в обычных песнях, есть и математические закономерности их состава, они состоят в основном из четырех тонов (в отличие от обычных, состоящих из трех тонов).