Центр Помпиду и Национальная галерея Сингапура представляют выставку, посвященную ключевому периоду в творчестве одного из ведущих художников-модернистов Юго-Восточной Азии, Латифа Мохидина (Latiff Mohidin), и его эпохальной серии работ Pago Pago.
Экспозиция Pago Pago: Latiff Mohidin (1960-1969) станет первой выставкой в галерее In-Focus Центра Помпиду, посвященной искусству Юго-Восточной Азии, и продлится с 28 февраля по 28 мая. Экспозиция является продолжением новаторского проекта Reframing Modernism: Painting from South East Asia, Europe and Beyond, в рамках которого Национальная галерея Сингапура в 2016 году продемонстрировала искусство Юго-Восточной Азии ценителям искусства со всех стран.
Комментируя выставку, президент Центра Помпиду Серж Ласвинь (Serge Lasvignes) заявил: «Latiff Mohidin: Pago Pago (1960-1969) в очередной раз доказывает наше желание сотрудничать с ведущими организациями во всем мире. Совместный с Национальной Галереей Сингапура проект Reframing Modernism стал для нас действительно важным событием, который открыл новые перспективы для диалога культур. Этот проект предоставит нашим посетителям бесценную возможность увидеть фундаментальные произведения одного из величайших современных художников Юго-Восточной Азии, наряду с другими коллекциями Центра Помпиду».
Д-р Юджин Тан (Eugene Tan), директор Национальной галереи Сингапура, отмечает: «Кураторы нашей галереи стремились активно участвовать в обсуждении вопросов модернизма в глобальном контексте. Мы рады продолжить успешное партнерство с Центром Помпиду, представив нашу первую выездную экспозицию работ художника из Юго-Восточной Азии. На выставке можно увидеть работы Латиффа Мохидина 1960-х годов, когда в мире искусства происходили существенные сдвиги, как в Юго-Восточной Азии, так и в Европе. Латифф Мохидин - не только один из ведущих художников в регионе, он одним из первых продемонстрировал уникальный визуальный стиль Юго-Восточной Азии. Наша галерея постоянно стремится наиболее глубоко показать искусство Юго-Восточной Азии во всем мире».
Pago Pago: Latiff Mohidin (1960-1969) – проект кураторов Катрин Давид (Catherine David, Центр Помпиду) и Шаббира Хуссейна Мустафы (Shabbir Hussain Mustafa, Национальная Галерея Сингапура), микро-история, начинающая диалог одного из ведущих модернистов Юго-Восточной Азии с западной аудиторией. Выставка расположена в галерее по соседству с постоянной экспозицией Помпиду. В нее вошли работы 1960-х годов, когда Латифф Мохидин отправился изучать искусство в Высшей школе изобразительных искусств Hochschule für Bildende Künste в Западном Берлине (1961-1964). От эмоционального немецкого экспрессионизма, с которым художник столкнулся в Берлине в начале своей карьеры, до старинных образов из его детства в сельской местности Британской Малайи, Pago Pago – это философия, воплощенная в созвездии скульптур, картин, стихотворений и прозаических текстов.
В 1964 году Латифф Мохидин вернулся в Юго-Восточную Азию из Европы в надежде восстановить связь с родной страной. В разгар коммунистической экспансии во Вьетнаме и мятежей, бушевавших в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, на Филиппинах и в Таиланде, он с помощью искусства показывал миру собственное видение региона. Если берлинский период касался способности переводить с одного культурного языка на другой, в последующие годы Мохидин размышлял о бесконечной цикличности всего сущего. Поэзия периода Pago Pago написана в свободной форме, а картины композиционно опираются на толстые контуры, контролируемые мазки кистью, зазубренные и искривленные силуэты. На выставке будет представлено более 70 произведений и архивных материалов из ведущих государственных и частных коллекций Сингапура и Малайзии.
Г-н Шаббир Хусейн Мустафа, старший куратор Национальной Галереи Сингапура и один из кураторов выставки, добавляет: «Экспозиция охватывает образующий период творчества художника в 1960-х, когда он путешествовал по Европе и Юго-Восточной Азии. Латифф Мохидин фразой Pago Pago, что означает образ мышления и работы в диалоге между Западным модернизмом и авангардными фигурами в Юго-Восточной Азии, передал сознание, обретенное в этих путешествиях. Так, с индонезийским писателем Гоэнаван Мохаммадом Латифф Мохидин впервые встретился в 1967 году. Выставка изучит все взаимосвязи художника и подчеркнет его вклад в модернизм 20-го века».
Г-жа Катрин Давид, заместитель директора Национального Музея Современного Искусства Центра Помпиду и один из кураторов экспозиции, заявила: «Эта выставка в галерее In-Focus создана для того, чтобы открыть ключевые работы, написанные Латиффом Мохидином в 1960-х, десятилетие, которое можно описать только как момент, когда Юго-Восточная Азия оказалась центром перерождения модернизма. Выставка завершается критическим для творчества художника периодом Neo Pago Pago в 1969 году, переходным от серии Pago Pago (1964-1968) к плодотворной работе над прозой и поэзией. Этот аспект творчества Латиффа Мохидина остается недостаточно изученным, и наша выставка приоткроет завесу над ним».
Наряду с выставкой кураторы галереи редактируют публикацию важных работ, связанных с Pago Pago. Кроме того, в галерее пройдет специальная общественная программа, посвященная литературным работам Латиффа Мохидина в 1960-х и 1970-х с участием писателей Гоенавана Мохаммада, Иданны Пуччи и Теренса Уорда.