Не сомневайтесь, комфорт я люблю не меньше вашего, но попробовав альтернативный вариант турецкого отдыха, была очарована. Меланхолически-интеллектуальная, с привкусом философии, нотка полностью меняет поднадоевший «попсовый» вкус.
На вопрос, чем интересна Турция, девять человек из десяти ответят: пляжем, отелями «ол инклюзив» и эффективным шопингом. И только немногие знают, что Турция – это место свободного и глубокого погружения в античность.
Итак, вспомните: античные греки называли турецкое побережье Эгейского моря Малой Азией. А значит, именно здесь, а не в Греции родились богиня Артемида, легендарный «олигарх» Крез и честолюбец Герострат.
На этой земле Фалес Милетский изложил основы античной философии, Гераклит Эфесский пояснил принципы диалектики, Геродот Галикарнасский написал бессмертные исторические труды.
Даже Диоген ушел из Синопа не то чтобы далеко.
Малоазийская Смирна является одним из городов, оспаривающих титул родины Гомера.
Кто забыл, напомню: Троя – это в Турции, здесь же – полузабытые Селевкида, Лидия, Ликия, Анатолия.
К тому же Малоазийское побережье – место, где находятся два из семи античных чудес света. Да-да, вы правильно вспомнили о Мавзолее царя Мавсола и храме Артемиды Эфесской.
А поскольку большинство туристов начинает знакомство с Турцией с Антальи, его мы и изберем отправной точкой путешествия в прошлое.
И пусть поможет нам Святой Николай Мир Ликийский – покровитель путников. Он, между прочим, родился в регионе, именуемом Ликией, а епископом стал в столице Ликии городе Мире (потому и Мир Ликийский).
Путешествие наше, надеюсь, будет долгим. А чтобы заручиться покровительством святого, отправимся в древнюю Миру, а точнее, в город, явившийся ее наследником. Для начала вспомним, что же это за территория такая – Ликия?
Вообще- то Святой Николай (тот самый, который Санта-Клаус) родился не в Демре, а в городе Патара. К моменту появления на свет будущего святого его родина была уже городом древним. По преданию, ее основал сын Аполлона и нимфы Ликии – Патар. Уже в V веке до нашей эры город был хорошо известен античному миру. Как и полагается цивилизованному полису, имел собственный театр, а чуть позже римляне построили еще и триумфальную арку.
Но вернемся к Святому Николаю. В 300 году будущий святой, пройдя обучение в Ксанфе, стал епископом Миры. Здесь Николай прославился праведной жизнью и чудесными деяниями, здесь проповедовал до самой своей смерти. В Мире святой и был погребен.
Впрочем, в более чем скромную византийскую церквушку даже любопытные туристы попадают не сразу. Почему? Все дело в том, что в маленьком Демре в теснейшем соседстве находятся памятники трех культурных эпох: величественные скальные гробницы ликийской знати, огромный греческий театр превосходной сохранности и базилика, более прославленная святостью, нежели архитектурой.
Древние ликийцы жили морем, были превосходными мореходами и рыбаками, потому и смерть считали плаваньем в вечность. Крышки каменных саркофагов, которые они не опускали в землю, а подымали на возвышения, напоминают опрокинутые лодки.
Увы, в похожих на скальные дворцы склепах саркофаги не сохранились. Зато изумительно красиво выглядит соседство могучей поросшей зеленью скалы со строгой, почти храмовой, геометрией гробниц.
А рядом – театр напоминающий о греческих влияниях, – вместительный и до сей поры обладающий завидной акустикой. Греки, а позже римляне использовали эту грандиозную постройку по прямому назначению, во времена осман она служила каменоломней – и все же выстояла. С верхних ярусов театра можно полюбоваться панорамой города и сочной зеленью апельсиновых садов. Базилика Святого Николая тоже видна, идти до нее – всего ничего.
По сравнению с античными постройками храм выглядит более чем скромно – в массе «достроек» и «переделок» даже форма его определяется не сразу. Рыжие стены из пористого ракушечника абсолютно лишены украшений.
Вот он, дух раннего христианства, – внутри больше, чем снаружи.
Поэтому в интерьере – прекрасные фрески, остатки мозаик пола и совершенно роскошный каменный резной саркофаг чудотворца. Гробница же пуста. Тело святого было вывезено в Италию еще в эпоху возрождения. Однако и пустующее место упокоения почитается как христианская святыня. Сюда стекаются паломники со всего мира. Касаются руками резной крышки саркофага, а после проходят по узкой щели коридора между алтарной апсидой и внешней стеной.
Проход неимоверно тесен и темен, входить страшно, однако тем, кто все же решился, говорят, прощается половина грехов.
От размышлений отвлекает забавный памятник. Здесь же, возле храма, турки поставили бронзового Санта-Клауса с мешком подарков и группкой заинтересованной ребятни.
В окружении апельсиновых деревьев, под лучами ярчайшего южного солнца этот бронзовый темнолицый Дед Мороз в кургузом кафтане смотрится как-то особо нелепо. Впрочем, вполне в духе курортного Демре с неизменным пляжем, сувенирными лотками и прочими атрибутами популярного отдыха. И о том, что именно в этом городе апостол Павел в последний раз встречался со своими учениками перед отправлением в Рим, вспоминаешь уже как-то умозрительно.
Экскурсия Демре – Мира – Кекова – самая популярная у отдыхающих на Анталийском побережье Турции.
Как добраться
Гора Янарташ, возвышающаяся над поселком Чералы и руинами древнего Олимпоса, воспета Гомером и Гесиодом. Греки слагали о ней мифы, византийцы считали ее склоны священными.
Уже не первую тысячу лет люди приходят сюда, влекомые желанием увидеть мистический танец огня.
Чтобы почувствовать всю силу этого уникального места, отправляться на Янарташ следует в сумерках.
Каменистая дорога полого, но неуклонно взбирается вверх по склону. Подняться предстоит всего на 800 метров, но для многих такой подъем служит серьезным испытанием на прочность.
У подножия светло, но южная темнота падает внезапно. Среди темных сосновых крон вспыхивают огни светлячков. Деревья расступаются неожиданно, открывая абсолютно лишенный растительности склон.
Из углублений в пепельно-серой скале вырываются языки пламени: высокие и совсем крошечные. Они пляшут свой завораживающий танец уже не первую тысячу лет. Возле каждого огонька – действительно горка пепла, хотя гореть на этих камнях абсолютно нечему. Камни горячие. Огоньки можно погасить, а вот зажечь не получается. Местные жители утверждают, что пройдет время, и огонь вспыхнет сам собой. На краю склона – руины небольшого византийского храма (свято место не бывает пустым). А вот для древних греков оно было не просто священным – оно было мифическим. Согласно Гомеру, в незапамятные времена в горах Ликии бесчинствовала ужасная Химера – дочь страшного змея Тифона и Ехидны. Трехглавое чудовище было существом быстроногим и сильным: «лев головою, задом дракон, коза серединой, страшно дышала она пожирающим пламенем бурным». Отважный юноша Беллерофонт, оседлав крылатого коня Пегаса, осыпал Химеру стрелами. В ярости билась Химера о скалы, опрокидывая их, но была на веки низвергнута под землю. И лишь ее яростное дыхание языками пламени прорывается сквозь скалы.
В древности огни сияли так ярко, что служили маяком для мореходов.
И хотя сегодня явлению существует объяснение вполне рациональное (природный газ, просачиваясь сквозь трещины в скалах, выходит на поверхность, воспламеняясь от высокой температуры), странное чувство причастности к древнему чуду охватывает здесь даже самых заядлых рационалистов. Недаром так скоро умолкает смех и громкие разговоры, люди замирают, вглядываясь в пляску огней, жмутся к ним, укрываясь от непроницаемой темноты.
Говорят, в этом пламени легко сгорают все людские горести, обиды и тревоги.
Как добраться
От Антальи до Чералы около 70 км. Доехать можно автобусом с автовокзала или воспользовавшись арендованным автомобилем.
Елена Романенко